Вопрос B3 #17919 (Русский язык)

(1) Каждый человек обязан (я подчеркиваю — обязан!) заботиться о своём интеллектуальном развитии. (2) Это его обязанность перед государством, в котором он живёт, и перед самим собой. (3) Основной (но, разумеется, не единственный) способ интеллектуального развития — чтение.
(4) Чтение не должно быть случайным. (5) Это огромный расход времени, а время — величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. (б) Читать следует по программе, разумеется, отходя от неё там, где появляются дополнительные для читающего интересы. (7) Однако при отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую возникшие интересы.
(8) Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. (9) Интерес к чтению вообще или по определённым отраслям культуры необходимо в себе развивать. (10) Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.
(11) Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, обращаясь к существующим справочным пособиям разного типа. (12) Опасность чтения — это развитие в себе (сознательное или бессознательное) склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.
(13) «Скоростное чтение», на мой взгляд, создаёт только видимость знаний. (14) Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, которое ведёт к заболеванию внимания.
(15) 3амечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?
(16) Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт. (17) Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувства, но и понимание — понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. (18) 0дним словом, делает вас мудрыми.
(19) Но всё это даётся только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. (20) Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. (21) А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по указанию учителя) . (22) Если первый раз прочли произведение невнимательно — читайте ещё раз, в третий раз. (23) У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим поднять настроение. (24) «Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. (25) Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках: то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. (26) Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринуждённо садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. (27) Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя.
(28) Так мы прослушали многие места из «Войны и мира» Льва Николаевича Толстого, «Капитанской дочки» Александра Сергеевича Пушкина, несколько рассказов французского писателя Анри Рене Альбера Ги де Мопассана, былины. (29) Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. (30) А дома отец и мать любили читать вечерами. (31) Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. (32) Читали Николая Семеновича Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы. (33) Всё, что нравилось им и что постепенно начинало нравиться и нам.
(34) «Незаинтересованное», но интересное чтение — вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека. (35) Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все — она модная. (36) Умейте читать с интересом и не торопясь.
(37) Постарайтесь выбрать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с ней поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (38) Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (39) Но я говорю: смотрите с выбором. (40) Тратьте своё время на то, что достойно этой траты. (41) Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. (42) 0пределите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. (43) Это значит, что в ней что-то существенное есть. (44) А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

(По Д.С.Лихачёву)


Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ВСЁ ЭТО (предложение 19).

Верный ответ: СОГЛАСОВАНИЕ